Статья 24214

Название статьи

                              «НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ) ШКОЛА»                                                                    В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ                                   

Авторы

Аронов Дмитрий Владимирович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс (Россия, г. Орел, Наугорское шоссе, 29), aronovdv@mail.ru
Садков Виктор Георгиевич, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель кафедры государственного управления и финансов, Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс (Россия, г. Орел, Наугорское шоссе, 29), guif@ostu.ru 

Индекс УДК

001:061.91 

Аннотация

Актуальность и цели. Предметом исследования выступает такой феномен интеллектуальной среды, характерный для профессиональных сообществ в сфере науки и высшей школы, как научная (научно-педагогическая) школа. Он рассматривается с целью определения формализованных показателей, характеризующих его наличие (отсутствие), а также возможности использования при определении рейтинга российских вузов.
Материалы и методы. Результаты исследования были достигнуты на основе моделирования научной школы как отдельной сущности. При этом были выделены сущностные признаки исторически сложившихся и получивших признание научных школ в мировой и отечественной науке.
Результаты. Исследованы и обоснованы основные признаки научной (научно-педагогической) школы. Сформулированы предложения по определению их количественных характеристик. Предложены принципы использования института научной школы в процессе определения рейтинга российских вузов.
Выводы. Феномен формирования научной (научно-педагогической) школы является естественной чертой развития научной и педагогической среды высшей школы. По мнению авторов, он может быть выражен в системе количественных показателей и использован при определении рейтинга российских вузов. Обязательным условием этого должна быть широкая дискуссия в научно-педагогическом сообществе о критериях их выделения. 

Ключевые слова

научная школа, научно-педагогическая школа, творче-ская школа, высшее образование России, рейтинг вузов. 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Аронов, Д. В. К проблеме определения понятий «научная (научно-педагогическая) школа» / Д. В. Аронов, В. Г. Садков // Alma mater. – 2003. – № 6. – С. 8–13.
2. Садков, В. Г. Еще раз о качестве образования, ученых степенях и званиях и вхождении в европейское образовательное пространство / В. Г. Садков, Д. В. Аронов, П. Н. Машегов // Alma mater. – 2005. – № 1. – С. 27–31.
3. Садков, В. Г. О перспективах перехода к дистанционному регламенту защиты диссертаций (актуальность, необходимость и возможности) / В. Г. Садков, Д. В. Аронов, П. Н. Машегов // Образование и общество. – 2008. – № 2. – С. 19–22.
4. Садков, В. Г. Рейтинг есть – проблемы остаются / В. Г. Садков, Д. В. Аронов, П. Н. Машегов // Alma mater. – 2006. – № 9. – С. 8–14.
5. О модернизации системы аттестации кадров высшей квалификации: 5 × 7 ≠ (знак качества) / В. Г. Садков, Д. В. Аронов, П. Н. Машегов, А. В. Коськин // Высшее образование в России. – 2013. – № 7. – С. 148–152.
6. Грезнева, О. Ю. Научные школы (педагогический аспект) / О. Ю. Грезнева. – М. : Российская академия образования ; Институт теории образования и педагогики, 2003.
7. Криворученко, В. К. Научные школы – эффективный путь проведения диссертационного исследования / В. К. Криворученко // Знание. Понимание. Умение. – URL: http://www.zpu-journal.ru/asp/scientific_schools/2007/Krivoruchenko
8. Куперштох, Н. А. Научные школы России и Сибири: проблемы изучения / Н. А. Куперштох // Философия науки. – 2005. – № 2 (25). – С. 93–106.
9. Научная школа как структурная единица научной деятельности : препринт / Е. В. Устюжанина, С. Г. Евсюков, А. Г. Петров, Р. В. Казанкин, М. Б. Дмитриева. – М. : ЦЭМИ, 2011.
10. Федорова, Г. В. К истории вопроса о научных школах / Г. В. Федорова, Д. В. Щербаков // Бюллетень сибирской медицины. – 2009. – № 4. – С. 86–92.
11. Яркова, Т. А. Научно-педагогические школы в региональном пространстве педагогических исследований / Т. А. Яркова. – Тобольск : ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2007.
12. Управление качеством образования в регионах России / В. Г. Садков, В. А. Голенков, Т. Н. Брехова, Т. Г. Вайдерова, Ю. С. Степанов, П. Н. Машегов, Д. В. Аронов. – М. : Прогресс, 2007. 

 

Дата создания: 17.10.2014 09:47
Дата обновления: 29.01.2015 11:09